Сочинение по картине «На севере диком» Шишкина для 9 класса

Обновлено: 4 недели

Всем привет. Разбираемся, как писать сочинение по картине Шишкина «На севере диком» для 9 класса. Сразу скажу, что в 9 классе уже не получится отделаться простеньким описанием картины (если, конечно вы хотите получить за сочинение больше тройки).  Если вы хотите получить «отлично», то придется добавить несколько интересных фактов. Вот с этим я вам как раз помогу. Добавим в наше сочинение несколько фактов из биографии Ивана Шишкина и историю написания картины. Вы ведь знаете, что она написана по стихотворению Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». Ок, со вступлением закончили, сейчас дам еще небольшую справку по самой картине и приступим к написанию сочинения.

Информация о картине

Название На севере диком
Автор картины Шишкин Иван Иванович (1832 -1898 гг.)
В каком году написана 1891 год
Жанр Пейзаж
Место хранения картины Киевский музей русского искусства (Украина)
На севере диком - сочинение по картине для 9 класса

И. И. Шишкин «На севере диком» — репродукция

Сочинение по картине Шишкина «На севере диком»

На мой взгляд живопись и литература живут в каком-то незримом единстве. И как часто, глядя на работу известного художника, невольно вспоминаешь сюжет или строки какого-нибудь художественного произведения. И также происходит в обратном порядке. Сидя за чтением книги, вдруг отвлекаешься и перед глазами встает полотно кисти знаменитого художника очень импонирующее тому, что ты сейчас читаешь.
Наверно это не случайно, потому что в искусстве трудно провести четкую грань, то между литературой, живописью и музыкой. И всегда трудно отдать пальму первенства, кого же первого посетило вдохновение на создание того или иного шедевра.
Так происходит и со знаменитым полотном великого русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком».

И.И. Шишкин или лесной художник (иногда его еще называли художник-лесник) родился в середине девятнадцатого века в городе Елабуге. Темные леса, утесы, озера, невообразимой красоты, поляны, словом все чем богата русская природа окружали город стеной. Все это побуждало в юном мальчике желание передать их красоту. Отец будущего художника занимался торговлей, но вместе с тем был человеком образованным и грамотным. В силу своей любознательности, он поощрял увлечения сына.
По мере взросления, он становится учеником Московского училища живописи. Занимался Шишкин с увлечением, учился хорошо. Ему легко давались любые задания, но больше всего его привлекали различные пейзажи. На последнем курсе, он в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году переехал в Петербург и поступил в Академию. Заканчивает ее блестяще, с золотой медалью и правом заграничной командировки.
Однажды, будучи на одном поэтическом вечере, Шишкин впервые слышит лирический шедевр Михаила Юрьевича Лермонтова “На севере диком стоит одиноко”. Известно то, что это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне “Сосна стоит одиноко”.
Это стихотворение так поразило и вдохновило Шишкина, что он быстро делает небольшой набросок карандашом: одинокая сосна, запечатленная на переднем плане рисунка, словно навечно разъединена с деревьями, растущими у подножья “голой вершины”. После иллюстрации, он, покоренный глубиной поэтического образа, пишет маслом знаменитую картину «На севере диком».

Шишикин "На севере диком" набросок карандашом

Самый первый карандашный эскиз картины «на севере диком»

Перед нами дикий север, освещенный холодным светом, вершины скал, покрытые снегом. Видим одинокую сосну на краю утеса. И невольно звучит голос гордого одиночества, глядя на этот пейзаж, полный величественной красоты!

Если разбирать картину с точки зрения цветовой гаммы, то преобладают сине-белые краски, что не удивительно, ведь это зимний пейзаж. Несмотря на явную ночь, я вижу достаточно светлых тонов — сосну освещает луна. Также я вижу, что небо чистое, только небольшие облачка, подсвеченные луной, уходят к горизонту. В такие ночи обычно очень холодно. С другой стороны, я вижу, что снег налип на ветви большими гроздьями. Настолько большими, что ветви сосны склонились почти вдоль ствола, вероятно снег сырой и тяжелый. Может быть была оттепель? На картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом, бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придаёт особый шарм.

Я смотрю на эту сосну, и она похожа на старого генерала. Он стоит на возвышении перед своим войском. Он одинок, он устал, но никогда и ни за что этого не покажет, не сломится и не отступит, ведь на него смотрят его воины — вот такие чувства вызывает у меня эта картина.

На севере диком — сочинение-размышление

Я смотрю на репродукцию картины И.И. Шишкина “На севере диком”. И все казалось бы просто — возьми и описывай. Но нет: когда имеешь дело с таким видом сочинений, нужно не забывать о той грани “Терминатора” (границы дня и ночи). Попробую объяснить. Одно дело — когда ты видишь иллюстрацию, или если тебе выпало счастье увидеть картину “вживую”. Другое дело постараться выразить на бумаге словами, то что ты чувствуешь в этот момент.

Но пора вернуться к своему сочинению. Мне удалось побывать в музее Третьяковской галерее. Скажу честно: перед каждой картиной стоишь подолгу. Каждое полотно завораживает своей особой магией. Кажется тебя уже ничего не удивит. Это неправда. Каждая картина — это особый мир, как будто новая, непрочитанная книга.

Увы, я не видела картину Ивана Шишкина “На севере диком” вживую. Но даже репродукция картины передает большую гамму чувств и эмоций. В первую минуту ощущения было трудно описать. Ощущаешь какой-то холод, ледяное и гордое спокойствие, страшное чувство одиночества, мурашки по коже. Позже я узнала, что вдохновением к написанию картины послужило услышанное художником стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна». Живописец первоначально пишет рисунок-зарисовку. Сам шедевр написанный маслом, Шишкин написал к трагической дате — 50 лет со дня гибели поэта.

Центром всей картины представляется могучее одинокое дерево, стоящее на краю утеса. Оно, согнувшись, стоит под тяжестью снега. Вокруг дикая, холодная неприступность севера, молчаливые утесы. Могучая сосна растет прямо на краю, и кажется, что вот-вот сорвется вниз. Но присмотревшись убеждаешься, что вершина сосны держится на редкость прямо и упирается прямо в небо. И рождается надежда, что само небо благоволит и поддерживает дерево. Рядом с сосной нет соседних деревьев. Я удивляюсь и восхищаюсь тем, что маленькое семечко, которое занесло ветром на скалу, год за годом выживало и росло на голом камне. Сейчас это сильное дерево. С каждым годом оно крепче врастает корнями в толщи скалистой поверхности. Я верю, что оно обязательно выстоит, и может, когда-нибудь рядом вырастет окружение вокруг этого дерева. Оковы падут и кончится непринятое никем не понятое гордое одиночество!

Описание картины Шишкина «На севере диком»

Автор картины “На севере диком” Иван Иванович Шишкин является один из ряда ярких звезд на небе Российской живописи. Замечательный русский художник родился в середине девятнадцатого века в 1832 году. Это время является золотым веком, наибольшего расцвета и процветания русской культуры, искусства. Художники, поэты, писатели, скульпторы, музыканты прославят Россию на века.  Иван Шишкин — автор немеркнущих шедевров “Дубовая роща”, “Туманное утро”, “Перед грозой” и  “Сосны, освещенные солнцем”. За живописцем закрепляется слава первого певца русского леса.

В 1890 году Шишкин слышит и первый откликается на стихотворение великого русского поэта-лирика М. Ю. Лермонтова “Сосна” иллюстрацией: запечатленная на переднем плане могучая сосна, словно навечно разлучена с другими деревьями, растущими у подножья “голой скалы”.

Нашему взору представляет диковинный пейзаж, освещенный серо — зеленоватым светом луны. Её не видно, но явно ощущается ее холодное присутствие. Это дикий одинокий север. Вершины отвесных скал кругом покрыты снегом.

На передним плане картины мы видим одиноко стоящее дерево. Вначале его вид приводит в уныние. Дерево печально стоит в одиночестве у самого края вершины, тяжело опустив пушистые ветви вниз. Однако, через какой-то время, я замечаю, что не все дерево стоит как-бы наклоненное вниз. Гордо и прямо держится вершина сосны. С надеждой и с верой смотрит в окружающие ее снежные северные дали. Верой в то, что кончится ее одиночество,  которое не сломят ни ветра, ни бури, ни снегопады. На ночном тёмном небе видны низкие облака. Возможно, надвигается снежная буря.

При написании этого полотна  художник использовал былые и синие краски всевозможных оттенков. Явно выраженной линии горизонта не видно. Темное — синее ночное небо и чёрная пропасть снежных просторов слились воедино. Но тьма не вечна, приближается утро, ночь отступает.

Картина символизирует стойкость, стремление выживать в любых условиях, не сгибаться как бы ни было трудно. Эти качества позволяют достигать любых вершин!

Послесловие

Вот как-то так. Прочитала получившиеся сочинения, и поняла, что больше акцентировалась на чувствах и эмоциях. Само описание картины — какие цвета, что на переднем плане, что на заднем плане, крупные мазки или точная проработка мелких деталей, короче «техническое» описание, для меня оказалось вторично. Тем не менее, считаю, что сочинения получились хорошими. Если учителя требуют больше технических моментов в сочинении — пишите в комментарии, постараюсь поправить.

Ну и напоследок — стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Его анализ, а вам его тоже зададут, я проведу уже в другой статье. Так же отдельно будут описаны биографии художника Ивана Шишкина и поэта М. Ю. Лермонтова.
Adblock
detector